Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Петропавловская крепость – уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Она была заложена 16 (27) мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I с приближенными, объезжая острова невской дельты в поисках места для нового русского укрепления, обратил внимание на этот удобно расположенный остров
Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица – орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла…» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург.
Крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один – Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.
Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту. Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации.
Высота ее стен – 9 м, толщина – около 20 м, со всех сторон ее окружает река. Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.
Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях, поскольку благодаря построенной по приказу Петра I на острове Котлин другой крепости Кроншлот (с 1723 г. – Кронштадт) доступ к строящемуся городу вражеским кораблям был надежно закрыт. Хотя Петропавловская крепость и возводилась прежде всего как оборонительное сооружение, однако изначально ее строительству придавался глубокий политический смысл: она должна была служить символом утверждения России на берегах Балтики и раскрывать ее новый статус великой морской державы.
При Петре I в крепости размещались Сенат, казначейство, казармы, склады и даже аптека. Главным сооружением крепости стала церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. После утраты своего военного назначения Петропавловская крепость превратилась в государственную политическую тюрьму и оставалась ею в течение двухсот лет. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей – сын самого Петра I, подозреваемый в измене. Затем в разное время в тюремном заключении здесь находились декабристы, народники, революционеры, после революции – царские министры, генералы, члены Временного правительства, участники Кронштадтского мятежа.
С 1924 г. Петропавловская крепость стала музеем. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга. На территорию крепости можно попасть через Иоанновский либо Кронверкский мост. Два равелина (Иоанновский и Алексеевский) прикрывали наиболее уязвимые места крепости – входы с запада и севера. Между равелинами и крепостной стеной были вырыты рвы (засыпанные в конце XIX в.), через которые перекинули подъемные мосты.
Если вы идете от метро «Горьковская», то вам надо перейти Кронверкский проток по старейшему в городе Иоанновскому мосту (обратите внимание на маленький памятник зайцу слева от моста – напоминание о том, что мост ведет на Заячий остров). Затем заходим в Иоанновские ворота, построенные в царствование императрицы Анны Иоанновны и названные так в честь ее отца, брата Петра I. Это же имя носит и равелин, где расположены ворота. В Иоанновском равелине находятся кассы, где продаются билеты в музеи, имеющиеся на территории крепости. Можно купить билет только в собор, либо по единому билету можно посетить разные музеи и выставки. Подробные планы крепости, вывешенные на стендах, находящихся перед Петровскими воротами, помогут вам составить свой маршрут.
Еще в Иоанновском равелине находится музей «История космонавтики и ракетной техники». Казалось бы, при чем здесь космонавтика? А все дело в том, что в 1930-х гг. в крепости размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории, где производились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя. Так что интересующиеся могут ознакомиться с историей советской ракетной техники. Тут можно увидеть двигатели ракетоносителей «Восток» и «Союз», полётные костюмы летчиков-космонавтов и другие космические реликвии.
Затем проходим через Петровские ворота, служившие при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в. Сначала ворота были деревянными, затем их перестроили в камне. Их украшает деревянное резное панно на библейскую тему «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в аллегорической форме прославляющее победу России над Швецией в Северной войне. Низвергаемый с небес злой волшебник Симон воспринимался современниками как карикатура на шведского короля Карла XII. Стоящие в боковых нишах ворот мифологические женские скульптуры олицетворяли военные и государственные таланты Петра I. Ну и, конечно, привлекает внимание огромный двуглавый орел, отлитый из свинца (его вес впечатляет – 1069 кг).
Кроме того, из равелина в крепость можно было пройти через потерну – потайной ход в Государев бастион внутри крепостных стен. В потерне довольно романтично, но несколько прохладно. Проходя через Петровские ворота, обратите внимание на толщину крепостной стены – более 20 м. Внутри ее находились двухэтажные камеры для орудий, казематы и связывавшие их лестницы и коридоры. За воротами слева виден Государев бастион с аппарелью для подъема пушек.
Внутри крепости находится ряд старинных построек. Справа – здание артиллерийского цейхгауза (склада обмундирования и снаряжения), слева – Инженерный дом, где находились мастерские и склады инженерной команды, занимавшейся строительными и ремонтными работами в крепости. Сейчас в Инженерном доме расположен Музей старого Петербурга. С другой стороны Инженерного дома находится детская интерактивная экспозиция «Улица времени», представляющая собой символическую улицу, застроенную домами разных эпох.
В Невской куртине, ведущей от Государева к Нарышкину бастиону, расположена мастерская старинных видов графики «Печатня». Находящиеся здесь старинные печатные станки не только экспонаты, но и действующее оборудование мастерской. Любой желающий может попробовать свои силы в создании литографии или монотипии. Кроме того, в Невской куртине находится экспозиция, рассказывающая об истории Петропавловской крепости.
Невские ворота – главный парадный вход в крепость со стороны реки – ведут на гранитную Комендантскую пристань, с которой открывается великолепный вид на Неву и ее противоположный берег. Отсюда каждую весну коменданты Петропавловской крепости открывали навигацию на Неве. Для этого существовал специальный торжественный ритуал. По выстрелу из пушки комендант крепости торжественно переправлялся через Неву и вручал царю серебряный кубок, наполненный невской водой. Царь выплескивал воду из кубка и наполнял его серебряными рублями. Тогда комендант выходил из Зимнего дворца и давал сигнал взмахом платка. Крепость отвечала пушечным выстрелом, и навигация открывалась.
Кроме того, от Комендантской пристани отправляли осужденных на смертную казнь узников крепости к местам исполнения приговора, отчего в XIX в. Невские ворота в народе назывались Воротами смерти. Под аркой Невских ворот находятся памятные доски с отметками уровней сильнейших наводнений. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» – показан тот уровень почвы, который существовал в XVIII в. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся стихии. По повелению Екатерины II стены куртин и бастионов, выходящие на Неву, были «одеты камнем», о чём гласят надписи на них. Ныне от Комендантской пристани отчаливают прогулочные катера, а нагретый солнцем гранит привлекает к крепостным стенам любителей загара, которые уже с ранней весны принимают здесь солнечные ванны. Зимой здесь собираются «моржи», которые делают проруби во льду и купаются даже в морозы.
Главное сооружение крепости – Петропавловский собор, один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации. В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.
Напротив собора расположено здание Монетного двора – одного из старейших промышленных предприятий города, занимавшегося чеканкой монет, орденов и медалей. Он был переведен сюда из Москвы по указу Петра I в 1724 г. и до строительства специального здания занимал Трубецкой и Нарышкин бастионы. Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают.
Через казематы Петропавловской крепости – главной российской политической тюрьмы – прошло огромное количество известных исторических личностей. Первым здесь был заключен несчастный царевич Алексей, сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной, обвиненный в «измене и предательстве». Вместе с ним в крепости находились бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. Для расследования этого дела была создана Тайная канцелярия – политический застенок, наводивший ужас на Петербург и на всю страну.
Казематы крепости заполнялись все новыми арестованными, под пытками у них вырывали признания. Впоследствии в крепости побывали герцог Бирон и фельдмаршал Миних, так называемая «княжна Тараканова» и Артемий Волынский, Новиков и Радищев и многие другие. Сначала заключенные сидели в казематах бастионов и куртин, затем были построены специальные тюремные здания. Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона. Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями.
Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.